«КВАРТАЛ XXI ВЕКА» В РАМКАХ ОТКРЫТОГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ НА ЛУЧШУЮ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНУЮ КОНЦЕПЦИЮ
ТИП: градостроительство
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ: Россия, Иркутская область, Иркутска, ул. Сурикова, д.23
ПЛОЩАДЬ: 6,8 Га
ЗАКАЗЧИК: общество с ограниченной ответственностью «Иркутск Девелопмент»
ПЕРИОД ВЫПОЛНЕНИЯ: сентябрь - октябрь 2017
СТАТУС: конкурсный проект
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Алексей Козьмин, Дарья Кремлёва, Валентина Казакова, Олеся Семина, Арина Московская, Дарья Белоокая, Анастасия Баева, Илья Киселёв

ДОРОГУ КРЕАТИВНОМУ КЛАССУ!
Креативный класс – локомотив экономики будущего
«Если из сибирских городов начнут активно разбегаться люди в самом ценном возрасте, творческие люди в первую очередь, привлекающие интерес и
внимание к городу, нам хватит 20 лет, чтобы город сколлапсировал и исчез».
Значительные перемены, происходящие в современном мире, приводятся в действие возрастанием креативности в качестве определяющей черты экономической жизни. Новое понятие «креативный класс», введенное Ричардом Флоридой, обозначает ту социальную группу населения, которая наиболее активно включена в глобальный мир; именно она создает сегодня в развитых странах повестку дня, служит образцом для подражания и формирует общественное мнение. Для стимулирования креативного класса и достижения наивысших результатов его деятельности необходимо создание креативного климата, особой атмосферы, насыщенной различными мероприятиями творческой направленности, создание уникальных, гибких, мультимодальных пространств, где каждая личность могла бы раскрыть свой потенциал.

Основываясь на теоретических данных, а также на соответствующем практическом опыте было решено создать первый в Иркутске КРЕАТИВНЫЙ КВАРТАЛ, который станет эпицентром пульсирующей творческой оси. Главенствующим объектом этого квартала должен стать современный концертный зал, который окружит себя мастерскими, студиями и просветительскими учреждениями, имеющими не только музыкальную направленность.

Осмысление существующей ситуации, а также историзма, которым пронизан как проектируемый квартал, так и прилегающие территории, позволило выделить несколько принципов, используемых для концептуального проектирования.
1. Идентичность как раскрытие градостроительной, исторической и природной уникальности Иркутска.
2. Человекоориентирование (человек как отправная точка любого урбанистического проекта).
3. Проницаемость для создания неоднородного, меняющегося, взаимодействующего пространства.
4. Отношение к ландшафту
5. Просвещение посредством пространств для гибких образовательных программ разной направленности, различных культурно-просветительских мероприятий.
6. Городская активность - разнообразная среда, располагающая к диалогу.

Если начать свой путь от остановки Чкалова (ближайшего остановочного пункта) и направляться к кварталу по улице Марата, мы узнаем характерную для Иркутска силуэтность домов со скатными кровлями и, переходя дорогу, попадем на главную квартальную улицу (ведущую к концертному залу). Музыкальная улица имеет криволинейные очертания для создания наилучших акустических характеристик. Усиливают эффект и другие архитектурно-дизайнерские приемы: динамичность фасадов, звукопоглощающие отделочные материалы.
Ядром арт-пространства становится объект культурного наследия - здание ТЭЦ - с сохраненными наиболее ценными архитектурными объемами и возвышающейся над кварталом 70-метровой трубой, которая приобретает экспозиционную функцию. Стоит отметить, что в квартале пространства между зданиями можно условно разделить на общественные открытые и приватные, где можно провести определенное мероприятие, обособившись от бьющей энергии квартала. В завершении улицы - ансамбль Концертного зала и открытого амфитеатра, вид на который также открывается с Вечного огня. Здание брутальное, сибирское, в котором считывается образ одной из девяти святынь Азии, природного и исторического памятника - Шаман-скалы и огибающего ее мыса (искусственного водоема у здания), которые подчеркивают идентичность нашего края.

Новая набережная, которая соединяет существующие благоустроенные участки обладает определенными качествами общественного пространства, которые так ценны для ее пользователей, - общедоступность, открытость, свобода самопроявления людей (в пределах социально-позитивного поведения), динамичность и изменяемость на различных отрезках, освещенность и, как следствие, безопасность. Открытые площади, обрамленные амфитеатрами, сменяются променадами с зелеными холмами и малыми архитектурными формами.

На территории всего квартала наряду с офисными и культурными функциями располагаются апартаменты и гостиничный комплекс. За счет высокой плотности застройки частные дворовые территории располагаются на зеленых крышах зданий и насыщаются различными формами активности.

Для обеспечения транспортного обслуживания проектируемой территории предполагается:
- реконструировать улицу Сурикова от пересечения с улицей Марата до пересечения с улицей Ленина и устройством двухполосной проезжей части с односторонним движением в сторону улицы Ленина;
- осуществить новое строительство заглубленного тоннеля для продления улицы Цесовская Набережная до пересечения с улицей Ленина;
- реконструировать улицу Ленина от пересечения с улицей Сурикова до пересечения с улицей Цесовская Набережная с устройством двухполосной проезжей части с односторонним движением в сторону улицы Цесовская Набережная;
- продлить улицу Марата от пересечения с улицей Сурикова в сторону улицы Цесовская Набережная с заглублением внутри проектируемого квартала.
В проекте предусматривается разделение транспортных и пешеходных потоков за счет вынесения с территории квартала подъездов к проектируемым объектам в подземные сооружения для стоянки автомобилей. По территории квартала на отметке + 0.000 предусматривается проезд только для пожарных машин. Заезды и выезды для стоянки личного автотранспорта организованы с улицы Сурикова, с улицы Ленина и улицы Марата.

Награды и публикации