Целью работы стало формирование предложений по адаптации городской среды в целях развития экономики города Усолье-Сибирское Иркутской области в связи с возникновением здесь Федерального центра химии. Факт возникновения производственного объекта федерального масштаба предъявляет определенные требования к изменению городской среды Усолья-Сибирского. Для формирования гармонично функционирующего единого пространства, отвечающего запросам как работников предприятия, так и жителей города в целом, необходимо внедрение современных городских сервисов. Город должен быть комфортным и удобным, и, в каком-то смысле, опережать запросы жителей, отвечая на меняющиеся тренды современной жизни. Так был сформирован список ключевых проектов, основанный на социологических исследованиях, а также анализе качества городской среды и городских сервисов.
Город Усолье-Сибирское обладает ценным наследием – период расцвета города был связан с развитием крупного промышленного предприятия – Усольехимпром. Жители «грезят» о восстановлении утраченного, но модель производства и портрет работника советского периода существенно отличаются от современных. Образ жителя советского города складывался в политических и социально-экономических условиях того времени, и исходя из этих особенностей формировались требования к среде. Его можно описать как работника одного предприятия на протяжении многих лет, довольствовавшегося стандартным набором услуг и сервисов, большинство из которых предоставлялись тем же предприятием. В конце дня он возвращался в свою квартиру, которая мало чем отличалась от квартиры соседа, и формат досуга определялся местом его проживания.
«Работать на фабрике, а отдыхать дома или в парке по соседству» – концепция пространственного разделения функций стала главным принципом градостроительства XX века. Именно в русле этой парадигмы зарождалось и развивалось массовое типовое домостроение, а также возведение сервисных объектов, которыми жителей чаще всего обеспечивали предприятия. Структура города Усолья-Сибирского как советского промышленного города не исключение и складывалась по той же модели – совокупность «цехов жизнеобеспечения» крупных промышленных предприятий. Жилая застройка формировала единообразные кварталы, Дома культуры и стадионы носили символичные названия, а основным видом транспорта работника «Усольехимпром» был трамвай.
Модель жизни нового работника промышленного предприятия существенно отличается от советской модели. Современные ценности, тенденции в организации времени работы и досуга, структура потребления формируют его портрет. В отличие от коллег из прошлого он намного более свободен в выборе (услуг, места работы и места жизни, формы проведения досуга и др.) Сейчас карьера может развиваться стремительно, при этом не обязательно нужно быть привязанным к одному предприятию, тем более физически – все большую популярность набирает удаленный формат работы. Это можно также трактовать как следствие современных тенденций к повышению личной мобильности и экономии времени, например, с той же целью активно практикуется аутсорсинг бытовых услуг. Другое важное изменение — преобладает модель потребительского общества, люди стремятся обеспечить себя все новыми благами. В отличие от мегаполисов, которые уже успели сформировать сервисы «нового поколения», небольшой промышленный город не дотягивает до их уровня - здесь мало ресурсов и почти нет спроса на «новый город».
Так в основу работу легли социологические, социально-экономические исследования, градостроительный анализ территории, а также изучение современных трендов. В результате был сформулированы основные направления развития городской среды:
- СОВРЕМЕННОЕ ЖИЛЬЕ
- ЗЕЛЕНЫЙ КАРКАС И ПЕШЕХОДНЫЕ СВЯЗИ
- ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДОСУГА
- ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ
- ЦЕНТР ДЕЛОВОЙ ЖИЗНИ
- ИНФРАСТРУКТУРА ЗДОРОВЬЯ
- СПОРТИВНЫЙ ГОРОД
- ОБРАЗОВАНИЕ НОВОГО ФОРМАТА
- КОМПЛЕКС СЕРВИСОВ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Принципы определили набор предлагаемых к реализации ключевых проектов, которые стали основой градостроительной концепции развития города. Данной концепцией предлагается «вернуть город к воде» - сформировать набережную и рекреационные зоны на неосвоенных территориях у реки Ангары. Единая городская набережная в перспективе укрепит водно-зеленый каркас и станет одним из ключевых мест отдыха. Это также усилит «курортное направление», параллельно с развитием территории курорта «Усолье».
Предлагаемая система велодорожек, охватывает важные городские объекты и связывает промышленную площадку с набережной и центром города. Важным в контексте ФЦХ элементом становится «Деловой центр» - комплекс административных и сервисных объектов в буферной зоне производства.